Главная > Испания > Мадрид > Толедо
Толедо (Toledo) — самый красивый и интересный город средневековой Испании; почти без изменений он сохранился с XV в. Его называют «городом трех цивилизаций», так как здесь есть памятники христианской, арабской и иудейской культур. Исторический центр Толедо внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сюда непременно стоит поехать тем, кто ценит испанскую живопись: Толедо – это «город Эль Греко»; художник долго жил здесь, и в городских музеях выставлено множество его картин.
Толедо стоит на скалистой возвышенности, подножие которой омывает река Тахо. Поскольку улицы в Толедо очень узки, коротки и запутанны, для самостоятельной прогулки советуем приобрести (или взять бесплатно в туристическом офисе) подробный план центра Толедо.
Город окружен крепостной стеной, два самых больших его сооружений: собор и алькасар, замок испанских королей. Недалеко от них расположена главная площадь Толедо. Plaza de Zocodover (пл. Сокодовер). На осмотр города вам потребуется не меньше одного дня.
Туристические офисы
Carretera de Madrid
- у ворот Пуэрта-Нуэва-де-Бисагра, 925 22 08 43,
- июль-сент. пн-сб 9.00-19.00, вс 9.00-15.00,
- окт.-июнь пн-пт 9.00-18.00, сб 9.00-19.00, вс 9.00-15.00, www.diputoledo.es
Как добраться в Толедо:
Из Мадрида быстрее в Толедо можно добираться на автобусе или поезде. Как пустили скоростные поезда, то время в дороге до Толедо сократилось с часу до 33 минут, так что теперь на поезде быстрее, а на автобусе дешевле.
Ж/д вокзал
Paseo de la Rosa, 2 (30 мин. пешком от центра Толедо);
- до старых кварталов авт. №5,6. Мадрид (Аточа) (33 минуты.,12.70€). Расписание поездов из Мадрида.
Автовокзал
Avenida Castilla-La Mancha.
- Мадрид (Sur de Autobuses) (прямой автобус, 1 раз в час, 1 ч. 15 мин., 6.75 € ) ,
- Гвадалахара (2 ч. 15 мин., 10.75 € ) ,
- Альбасете (2 ч. 45 мин., 15.85 € ) ,
- Сьюдад-Реаль (1 ч. 45 мин., 9 €), Куэнка(2ч.,15.65€).
История Толедо
- 192 г. до н.э. Римские войска под предводительством Марка Публия завоевали большой кельтский город, который получает название Толетум.
- V. Город завоеван вестготами и становится столицей вестготского государства на Пиренейском полуострове.
- 587. В Толедо состоялся Второй Вселенский собор, где вестготский король Рекаред принял христианство.
- 711. Толедо завоевывают арабы, город продолжает оставаться важным торговым и культурным центром.
- 829. Жители Толедо провозгласили свой город независимым от арабов, что привело к длительным войнам и осадам.
- 1085. Город освобожден от арабского владычества христианскими войсками под руководством Альфонсо IV, короля Кастилии и Леона, и становится столицей Кастилии, ее политическим и культурным центром.
- Здесь возникает архиепископство Толедское — город превращается в центр испанского христианства.
- XII—XIV. «Золотой век» Толедо. В городе живут представители трех культур (христиане, мусульмане, иудеи), строится кафедральный собор.
- 1930-е. Во время Гражданской войны войска республиканцев осадили Толедо, который находился под контролем Франко; в ходе обстрелов был значительно разрушен королевский замок.
- 1986. Весь город включен ЮНЕСКО в Список всемирного культурного наследия.
Достопримечательности и маршрут по Толедо
Все достопримечательности Толедо можно посмотреть за 1 день. Топать, правда, придется много, еще и по горкам. В качестве обзорного варианта можно воспользоваться туристическим мини-поездом, отправляющимся с центральной площади Толедо: стоит не так дорого, зато провезет по разным берегам, дав вволю полюбоваться красотой города.
Туристический маршрут по Толедо
Войти в Толедо лучше всего через северные ворота Пуэрта-Нуэва-де-Бисагра (Puerta Nueva de Bisagra),одни из девяти сохранившихся до нашего времени городских ворот, именно эти ворота выглядят самыми внушительными. Возведенные в X в. арабами, ворота были перестроены в XVI в. и сейчас состоят из двух разновременных частей; эти ворота связывали Толедо с расположенной на севере долиной — арабы прозвали ее «рыжей» («сагра») из-за красноватого цвета земли.
Немного поднявшись по Calle Real de Arrabal (ул. Реаль-де-Аррабаль), вы увидите за оградой неприметное здание мечети, превращенной в христианский храм Кристо-де-ла-Лус (Mezquita Crista de la Luz, Cuesta de las Carmelitas Descalzos, 10, 1 марта-31 авг. 10.00-19.00; 1 сент.-28 февр. 10.00-18.00). В самом названии храма кроется противоречие, легко объяснимое историей этого места.
Мечеть — единственное здание в Толедо, сохранившееся с арабских времен. Она была построена около 999 г., а после завоевания города христианами освящена как христианская церковь. Слово «la luz – свет» в названии связано со старинной легендой, согласно которой в течение 400 лет (примерно столькодлилось арабское владычество в Толедо) в стене этого здания стоял замурованный Христос с горящим фонарем в руках, сохраняя тем самым христианское учение. В убранстве церкви-мечети надписи арабской вязью соседствуют с вестготскими фресками. Обязательно обойдите мечеть-храм и полюбуйтесь садиком, откуда хорошо видны городская стена с воротами и окрестные улицы.
Восточнее находится Plaza de Zocodover (пл. Сокодовер) — главная городская площадь, где в Средние века шумел рынок (название площади переводится с арабскогокак «рыночная»), а позже проходили публичные казни. В XVI в. арх. X. де Эррера предложил устроить на месте Plaza de Zocodover большую Plaza Mayor, окруженную аркадами, но католическая церковь воспротивилась этой идее; поэтому Толедо — один из немногих городов в Испании, где нет Plaza Mayor.
Рядом с площадью расположен центральный музей Толедо Санта-Крус (Museo Santa Cruz). Он занимает здание госпиталя, основанного в 1504 г. кардиналом Мендосой. Обратите внимание на ренессансную лестницу и внутренний двор и, конечно, на богатейшие коллекции музея — археологические, скульптурные, живописные (здесь хранится несколько картин Эль Греко).
Alcazar Toledo
От музея хорошо виден расположенный чуть выше по Cuesta Carlos V (ул. Карлос V), алькасар. Стратегические выгоды этого места, позволявшего контролировать почти все подходы к городу, оценили еще римляне – они построили на крутом обрыве крепость; затем ее сменили укрепления вестготов и арабов. После освобождения Толедо от арабов алькасар стал королевским дворцом. Крепость многократно подвергалась осадам, обстрелам и разрушениям, а потому часто перестраивалась.
Ныне существующее сооружение появилось в XVI в., а от замка XIII в. сохранились лишь восточные башни. После переноса столицы в Мадрид, алькасар оставался резиденцией королей Испании. Последняя осада толедского алькасара случилась в Гражданскую войну 1936 г. — здесь укрылись сторонники Франко. До сих пор на стене сохраняется табличка, гласящая, что здесь Франко одержал победу над «ордами коммунистов». Ныне в алькасаре расположен Музей вооруженных сил.
Осада алькасара
сада толедского алькасара стала одним из самых знаменитых эпизодов Гражданской войны 1936 — 1939 гг. Жители Толедо в большинстве своем не поддержали военный мятеж Франко, однако офицеры, выступившие на его стороне, вместе с семьями укрылись в надежно защищенном алькасаре. Несколько месяцев они удерживали крепость, отстреливаясь от наступавших со всех сторон республиканцев, и дождались прибытия мощного подкрепления.
Военный министр, оставшийся на стороне республики, отчаянно уговаривал по телефону полковника Москардо, главу оборонявшихся, сдаться; глава толедской милиции также по телефону пригрозил Москардо расстрелять его сына, попавшего в плен к республиканцам. Москардо велел сыну крикнуть «Да здравствует Испания!» и сказал, что алькасар никогда не сдастся. Через месяц юный Луис Москардо был расстрелян, но его отец сумел удержать крепость до прихода националистов. От многочисленных обстрелов и воздушных бомбардировок королевский дворец алькасар в Толедо превратился в руины; после войны он был отстроен заново.
С восточной стороны замка устроена смотровая площадка, откуда открывается вид на реку Тахо и замок Сан-Сервандо (Castillo de San Servando), расположенный на другом ее берегу. Замок был построен в 1380-е гг. архиепископом П. Тенорио и ныне передан университету. Берега реки соединяет древний мост Алькантара (Puente de Alcantara). Построенный римлянами, в 866 г. перестроили арабы, а в 1257 г. его восстановил король Альфонсо X.
Собор Толедо
Десятиминутная прогулка от алькасара на восток по узким петляющим улицам приведет к главной достопримечательности Толедо — кафедральному собору. Он до сих пор остается местом богослужений; во время служб вход в храм бесплатный; в остальное время он функционирует как музей ( пн-сб 10.30-18.30, вс 14.00-18.00). Здесь находится резиденция главы испанской церкви, первого кардинала. В V-VI вв. на месте собора стояла вестготская церковь, которую арабы превратили в мечеть. После победы христиан над маврами в битве при Лас-Навас-де-Толоса король Альфонсо VIII решил построить в Толедо грандиозный храм. Однако закладка его состоялась лишь через 15 лет, в 1226 г. мечеть была разрушена; строительство готического собора продолжалось почти три столетия.
Со временем окружающие постройки совсем скрыли истинные размеры храма — одного из самых больших в Испании (длина 120 м, ширина 60 м и высота более 30 м); рассмотреть его боковые фасады сейчас сложно. Открыт для обзора лишь главный, западный фасад, над которым возвышается 90-метровая колокольня.
Portico del Perdon
Вход в храм, Портико-дель-Пердон (Portico del Perdon), украшен каменной резьбой на библейские сюжеты; его название, «ворота прощения», символизирует отпущение грехов всем, кто проходит через эти ворота. В XVII в. вся скульптура собора была реставрирована.
Как и большинство готических соборов Испании, храм в Толедо трехнефный с большим хором и алтарем. Интерьер главного храма католической церкви Испании необычайно роскошен: каждая его деталь достойна внимательного осмотра (поэтому советуем взять в кассах аудиогид по собору или подробный комментированный план). Ретабло с изображением 15 евангельских сюжетов из резного дерева было создано в 1498-1504 гг. и отделено изумительной ажурной решеткой. В сокровищнице собора хранятся драгоценные дарохранительницы (одна из них сделана в XVI в. из 18 кг золота и 183 кг серебра), в музее — картины Эль Греко.
Обходя собор, задержитесь в его восточной части, за задней стеной алтаря. Для лучшей освещенности в 1720-1730 гг. в потолке было пробито овальное окно, которое скульптор Н.Томе оформил как еще один алтарь — его называют Транспарент, т.е. «прозрачный» алтарь. Действительно, барочная фантазия скульптора создала необычайное произведение, наполненное светом, громадными фигурами апостолов и евангелистов, херувимами, яркими фресками. Все это резко контрастирует с готической строгостью остальных частей храма, поэтому работа Н.Томе вызвала шквал критики.
Западный фасад собора обращен на Plaza del Consistorio (пл. Консисторио); с западной стороны площади стоит дворец архиепископа (Palacio Arzobispal), а с южной — здание мэрии ).
Вокруг кафедрального собора Толедо:
Обогнув мэрию, выйдите на Calle Santo Tome (ул. Санто-Томе), где расположено два интересных сооружения:
- дворец Тальер-де-Моро (Taller de Moro, XIV-XV), отданный сейчас под Музей арабского искусства (Calle Taller de Moro, вт-сб 10.00-14.00, 16.00-18.30, вс 10.00-14.00, пн закр.),
- и ренессансная церковь Сан-Антонио (Iglesia de San Antonio, XVI).
Рядом, в конце Calle San Juan de Dios (ул. Сан-Хуан-де-Дюс), находится церковь Санто-Томе (Iglesia de Santo Tome, 10.00-18.00). Сам храм не представляет большого интереса, но отдельный вход с южной стороны ведет в капеллу, где покоится прах Руиса де Толедо, сеньора городка Оргас, умершего в 1323 г. Через 250 лет после кончины этого знатного горожанина, много жертвовавшего на церковь, Эль Греко написал по заказу священников церкви Санто-Томе картину «Погребение графа Оргаса». Многие искусствоведы считают ее лучшим произведением великого художника.
Дом-музей Эль-Греко в Толедо:
На соседней крошечной улице Calle Samuel Levi (ул. Самуэль-Леви) можно увидеть еще несколько картин Эль Греко — там открыт Дом-музей художника (Casa Museo de El Greco, Calle Samuel Levi, вт-сб 10.00-14.00, 16.00-18.00; вс 10.00-14.00, пн закр.). Исторически этот дом не имеет никакого отношения к художнику: он принадлежал королевскому казначею Самуэлю Леви.
Эль Греко же жил в несохранившемся до наших дней особняке неподалеку. В начале XX в. маркиз Вега-Инклан решил приспособить дом Леви для размещения коллекции картин Эль Греко и сделал там музей, воссоздав обстановку Толедо XVI в. Подлинных вещей Эль Греко, за исключением картин, в доме-музее нет.
Еврейский квартал Толедо:
И церковь Санто-Томе, и дом-музей стоят в Худерии (Juderia) еврейском квартале Толедо; еврейская община в городе была одной из самых богатых и многочисленных. До нашего времени сохранились две из одиннадцати средневековых синагог: Трансито и Санта-Мария-ла-Бланка. Обе они в XV в. были превращены в христианские храмы.
Синагога-дель-Трансито (Sinagoga del Transito, Calle Samuel Levi, 1366) была построена на средства Самуэля Леви, дипломата и казначея короля Педро Жестокого. За простым фасадом скрывается богатейший интерьер с резным деревянным потолком из кедра, инкрустированным перламутром. Стены украшены библейскими надписями. Сейчас здесь находится Музей сефардов. Сефардами называют евреев, происходящих из Испании и арабских стран, поскольку Сфарад — еврейское наименование Испании.
Пройдя несколько кварталов по Calle Reyes Catolicos (ул. Рейес-Католикос), вы увидите Синагогу-де-Санта-Мария-ла-Бланка (Sinagoga de Santa Maria la Blanca, 10.00-14.00, 15.30-18.00). Судьба этого здания характерна для Толедо, «города трех цивилизаций»: построили здание в 1180 г. для мечети, затем его выкупили евреи, значительно перестроили и превратили в главную синагогу города. В 1391 г. во время погрома в ней убили нескольких евреев, внутреннее убранство сожгли, а затем бывшую синагогу стали использовать как казарму и дровяной склад. В 1405 г. здание было передано рыцарям ордена Калатравы, которые устроили в нем христианскую церковь. Теперь мечеть-синагога-церковь полностью отреставрирована. Обратите внимание на резные капители колонн. Если не считать трех приделов в передней части храма, появившихся в XVI в., здание до сих пор сохраняет тот вид, в котором оно было в момент превращения его в церковь.
Монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес
В конце Calle Reyes Catolicos стоит францисканский монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес (Monasterio de San Juan de los Reyes, apx. X. Гуас, 1492, 10.00-20.00). Он был основан королями Изабеллой и Фердинандом в память победы над Португалией в битве при Торо (1476) и предназначался для королевской усыпальницы. Поэтому стены главной монастырской церкви украшены гербами и геральдическими щитами королей; однако сами они похоронены в Гранаде. Как и в большинстве построек Толедо, в облике монастыря смешались мавританский и готический стили; особенно интересен внутренний двор обители, построенный в 1504 г. и украшенный готической каменной резьбой. На стенах двора висят кандалы христианских узников, освобожденных из мавританского плена католическими королями. В 1808 г., во время наполеоновских войн, французские войска использовали монастырь какказарму, уничтожили скульптуры и сожгли библиотеку; здание было серьезно повреждено, однако впоследствии отреставрировано.
Церковь Сан-Роман
Закончив осмотр монастыря и углубившись опять в переплетение узких (часто безымянных) улочек, поднимающихся наверх, в сторону собора, постарайтесь выйти к церкви Сан-Роман (Iglesia de San Roman) на Calle San Clemente (ул. Сан-Клементе). Она была построена вестготами в VI в., затем перестроена мудехарами. Храм представляет собой удивительное сочетание различных культур: потомки мавров расписали стены храма в романском стиле и поставили большой ренессансный купол. Сейчас в храме открыт уникальный Музей вестготского искусства (Concilios у Cultura Visigoda, Calle San Roman, вт-сб 10.00-14.00, 16.00-18.30; вс 10.00-14.00, пн закр.).
Другие достопримечательности Толедо:
Если после прогулки по Толедо у вас еще остались время и силы, то советуем от музея пройти чуть севернее, к старейшему толедскому монастырю Санто-Доминго-эль-Антигуа (Monasterio de Santo Domingo El Antigua, XI, пн-сб 11.00-13.30, 16.00-19.00, BC 16.00-19.00), в котором сохранились работы Эль Греко, а затем по Calle Real (ул. Реаль) выйти к городским воротам Пуэрта-дель-Камброн (Puerta del Cambron, XV), построенным на развалинах древних вестготских ворот. Название ворот связано с непроходимыми зарослями кустарника «cambrones» у стен крепости. На внутренней стороне ворот помещен образ св. Леокадии, покровительницы Толедо, а в западной их части — средневековая пластина с надписью, напоминающей стражникам, что с жителей Толедо плата за вход не взимается.
От ворот по Boulevard San Martin (бульв. Сан-Мартин) можно спуститься к Тахо — здесь через реку перекинут готический пятиарочный мост Сан-Мартин (Puente de San Martin). Он был размыт потопом в 1211 г. и восстановлен спустя два столетия. Одна из мостовых башен былапостроена в ХШ в., другая — в XVI в.; она украшена гербом императора Карла V.
Продолжив путь по шоссе на другом берегу реки и поднявшись вверх, вы окажетесь на смотровой площадке над обрывом, откуда открывается захватывающий вид на Толедо – все постройки города видны как на ладони.
В северной части города, на Avenida de la Reconquista, сохранились развалины римского цирка — он был одним из самых больших (13 тыс. мест) в Римской империи.
Музеи Толедо:
Музей вооруженных сил (Museo del Ejercito)
- Alcazar, Cuesta Carlos V,
- BT-BC 9.30-14.00, пн закр.
Музей современного искусства (Museo Arte Contemporaneo)
- Calle Bulas,
- вт-сб 10.00-14.00, 16.00-18.30; вс 10.00-14.00, пн закр.
Художественный музей герцогов Лерма
(Hospital Tavera, Duque de Lerma)
- Cardenal Tavera, 2,
- 10.30-13.30, 15.30-18.00.
Музей сефардов (Museo Sefardi)
- Calle Samuel Levi,
- вт-сб 10.00-14.00, 16.00-18.00, вс 10.00-14.00, пн закр.
Историко-художественный музей Санта-Крус
- Calle Cervantes, 3,
- пн 10.00-14.00, 16.00-18.30, вт-сб 10.00-18.30, вс 10.00-14.00.
Музей скульптора В. Мачо (Museo Victorio Macho)
- Plaza Victorio Macho, пн-сб
- 10.00-19.00, вс 10.00-15.00.
Толедо в литературе:
Толедо — частый «герои» испанской литературы. Драматург Тирсо де Молина назвал Толедо «сердцем Испании», Лопе де Вега — «короной Кастилии», а писатель Рамон де Валье Инклан отозвался о Толедо как о «пышном саркофаге, на дне которого покоятся героические кости, покрытые лоскутом савана». С этим городом связано множество легенд и преданий, на основе которых были созданы пьесы Лопе де Веги, «Назидательные новеллы» Сервантеса. Легенда о любви короля Альфонсо к прекрасной еврейке стала основой для пьесы «Еврейка из Толедо» Грильпарцера и романа Л. Фейхтвангера «Испанская баллада».
«В самом Толедо жило свыше двадцати тысяч евреев и еще пять тысяч вне стен города, и хотя никакой закон им этого не предписывал, большинство селилось в своем собственном квартале, также огражденном стенами с крепкими воротами. Евреи с незапамятных времен осели в Толедо; само название города произошло от еврейского слова «толедот» — ряд поколений. Первые евреи, пришедшие сюда, были посланы царем Соломоном, чтобы собрать дань с варваров. Почти все время жилось здесь евреям неплохо. Но при христианах-вестготах им пришлось претерпеть страшное гонение. Яростнее других преследовал их некий Юлиан, свой, выходец из их же народа, переметнувшийся к христианам и возведенный ими в архиепископы. Он издавал все более суровые указы против своих бывших братьев, а под конец добился закона, по которому тот, кто не примет крещения, будет продан в рабство. Тогда евреи призвали из-за моря мавров и помогли им покорить страну. Мавры поставили в городах еврейские гарнизоны под началом еврейских полководцев».