Собор св. Вита

Чехия -> Прага -> Посмотреть

Katedrála svatého Víta

Крупнейшая и главная церковь Чехии, великолепный собор св. Вита в Пражском Граде является одним из лучших примеров готической архитектуры.

Официально называемый Кафедральный собор св. Вита, св. Вацлава, св. Адальберта, он возвышается на холме Пражского Града над всеми постройками в городе, являясь резиденцией архиепископа города и на протяжении веков — место коронации королевской семьи.

Только 2% чехов ходят в церковь, так что этот собор практически не используется, являясь главной туристической достопримечательностью города.

История

Первая христианская церковь на этом месте была построена еще в 929 году, заменив собой древний языческий храм, посвященный богу плодородия Световиду.  По легенде, в языческие времена на этом месте стоял идол Святовита, которого чехи почитали за главного бога. Отовсюду приходил народ поклониться идолу, а в жертву приносили его любимое блюдо — черного петуха. Не брезговал Святовит и калачами с вином. Якобы по созвучию и велел Вацлав освятить новую часовню именем святого Вита, и, что характерно, аж до конца прошлого века в День святого Вита христиане приносили к собору вино и калачи.

Романская купольная ротонда по приказу князя Вацлава I была освящена в честь св. Вита. К 1060 году, когда в Праге было создано епископство, ротонда была преобразована в трехнефную базилику с двумя шпилями. Остатки ротонды и базилики видны по сей день через решетку с южной стороны собора.

Строительство собора

Строитальство нынешнего здания началось в 1344 году. В этом году Прага получила архиепископа и король Иоанн Слепой решил построить большую церковь, достойную этого нового статуса. Король умер всего через два года, но его преемник, король Карла IV, активно поддерживал амбиции Праги, и он предложил этот проект французскому мастеру-каменщику Мэтью д’Аррасу. Храм был задуман как символ тройственности метрополии: Прага — как главный город Чехии; Град — как основа Праги; собор Святого Вита — как главный храм Града.

Большая часть работ оказалась незавершенной, когда архитектор д’Аррас умер в 1352 году. Ему на смену пришел Петр Парлер, молодой скульптор и резчик по дереву из Швабии, Южная Германия. Парлер следовал дизайну Матье, а затем внес и свои изменения. В результате получился необычный готический стиль — иногда его называют Sondergotik (специальная готика), с чертами, заметно отличающимися от других готических шедевров.

Перед тем, как Парлер скончался, он успел закончить великолепный алтарь, Вацлавскую часовню и Золотой алтарь.  Его сыновья продолжили проект и в 1399 году завершили строительство часовой башни и трансепта.

Затем строительство замедлилось и полностью остановилось с началом гуситский войн в 1419 году. К этому времени относится легенда о Вацлаве IV, которому было пророчество «погибнуть перед башней святовитской». Вацлав толковал слово «перед» двояко — как «перед башней на площади» или «перед тем, как она будет закончена», поэтому решил избавиться хотя бы от одной возможности. Он повелел снести башню, но в тот момент начались Гуситские восстания, и Вацлава хватил инфаркт. Хитрое пророчество таки сбылось.

Башня была частично разрушена во время большого пожара 1541 года, но вскоре была восстановлена, архитекторы Вольмут и Тироль украсили ее ренессансной галереей и луковичной крышей. В 1770 году итало-австрийский архитектор Николас Пакасси добавил на вершине башни барочные купола.

Собор долгие годы оставался недостроенным, пока в 1844 году не было создано общество из заинтересованных лиц в надежде таки завершить строительство церкви, к этому времени уже требующую и существенной реставрации. В 1873 году, уже под руководством Джозефа Моцкера началось строительство западного фасада. Моцкер был большим поклонником готики и успел приложить руку почти ко всем пражским зданиям, имеющим готическое происхождение.

В 1899 Моцкера заменил Камил Хилберт, который курировал завершение церкви в 1929 году. На заключительном этапе строительства было использовано многое из планов Петра Парлера.

Золотой Портал

До завершения западного портала, Золотой порта л (Zlatá brána) был главным входом в собор. Чешские королевские семьи входили через него в день коронации. Красочная мозаика над порталом была создана в 14 веке венецианскими ремесленниками и изображает Страшный суд. Фон ее сделан из позолоченных кубиков стекла, фигуры — из разноцветных камешков. Все камешки были специально выточены в Венеции. Ворота закрыты бронзовой решеткой с аллегорическими композициями на зодиакальные темы.

Внутри над арками вдоль стен стоят бюсты членов королевской семьи и строителей храма. Первые четыре — работы Парлержа. Третий изображает самого Парлержа и считается первым в Европе автопортретом, но стоит так высоко, что разглядеть его нет никакой возможности.

Часовая башня

Часовую башню собора Вита можно увидеть со всех уголков Праги. Ее шпиль достигает в высоту 96,5 м. Особенно примечателен верх башни: тогда как большая часть башни и собора выполнена в готическом стиле, верх башни сделан в стиле Ренессанс с барочным куполом наверху. Можно подняться по 297 ступеням наверх и самим увидеть самый крупный церковный колокол в Восточной Европе. Кроме того, сверху открывается великолепный панорамный вид на Прагу.

Ворота

Рельефы на центральныой части бронзовых ворот собора рассказывают в картинках историю постройки собора с 925 до 1929 гг. На воротах справа — легенда об убиении святого Вацлава, а слева — святого Войтеха, епископа, погибшего мученической смертью во время миссионерской поездки по Прибалтике.

Интерьер собора

Западный Фасад

Западный фасад был построен в период 1873 по 1929 гг в нео-готическом стиле. Большое розовое окно над главным входом было создано Франтишком Кизелой. Витраж, завершенный в 1927 году, содержит изображения со сценками из Библии.

Неф

Из-за своего расположения в третьем дворе Пражского града, нельзя оценить весь масштаб церкви. Зато истинные размеры становятся очевидны в нефе — крупнейшем в стране. Большие витражи нефа были сделаны в начале 20-го века. Некоторые из них являются настоящими шедеврами, как например окно Кирилла и Мифодия, созданное в стиле Ар Нуво Альфонсом Мухой, выдающимся чешским художником того времени.

Алтарь

Алтарь, построенный Петром Парлером, является одним из самых ярких в соборе. Чрезвычайно высокие потолки с красивыми сетчатыми свобдами поддерживают большие контрфорсы. В середине алтаря находится королевский мавзолей с большими помпезными гробницами работы фламандского скульптора Александра Colyn, созданными между 1571 и 1589 для Фердинанда I и его жены. Еще один впечатляющий могильный памятник в алтаре — могила Яна Непомуцкого, чешского мученика. Скульптура была создана в 1736 году австрийским архитектором Джозефом Эмануэль фон Эрлахом, который  использовал для памятника две тонны серебра.

Часовня святого Вацлава

Самая роскошная из многочисленных часовен в соборе Святого Вита — часовня Святого Вацлава, посвященная покровителю Чехии. Построенная в 14 веке над могилой святого Вацлава.  Надгробие князя было собрано из кусочков и отреставрировано в начале XX века. Часовня украшена более чем 1300 полудрагоценными камнями разных видов, вмонтированных в стену. Фрески на стене изображают сцены из Библии и рассказавают о жизни святого Вацлава.
Св. Вацлав широко известен в англо-саксонских странах как Добрый король Венцеслав. На самом деле он был не королем, а герцогом, и не факт, что столь уже добрый. Часть дворянства восстала против него и поддержала его брата Болеслава, который убил Вацлава в 935 году. Так как Болеслав был язычником, христиане тут же провозгласили Вацлава святым и мучеником.
Из часовни есть выход к палате с коронационными драгоценностями. Палата заперта на семь замков, а ключи от них находятся у семи особ: президента республики, председателя парламента, мэра, архиепископа и т.д. Вместе они собираются только на большие церемонии.
Остальные часовни закрыты для посещения. В них покоятся останки знатных людей прошлого времени: от гофмейстера королевства Яна Попела до князей и всех пражских архиепископов.

Королевская крипта

Можно спуститься вниз по лестнице к Королевской крипте, где покоятся останки чешской королевской семьи, включая королей Карла IV, Вацлава I и Рудольфа II. Тела были перевезены сюда в 1930 году и помещены в новые саркофаги. В склепе вы также можете увидеть некоторые остатки первоначальной ротонды десятого века, которая была построена здесь Вацлавом I.

 

Время работы:

Зима (ноябрь — март):

  • пн — сб 9 — 16 (последний вход — за 20 минут до закрытия)
  • вск 12 — 16

Лето (апрель — октябрь):

  • пн — сб 9 — 18 (последний вход — за 20 минут до закрытия)
  • вск 12 — 17

Крипта закрыта для посещения по техническим причинам.

Во время службы церковь закрыта для туристов.

Адрес:
Hrad III. nádvoří, 119 00 Praha

Карта:

View Larger Map

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *